понедельник, 12 октября 2009 г.

День пятый: 11 октября. Коровы полуострова Кахтла.

Сегодня воскресенье и на завтрак, как и вчера, не персональное обслуживание омлетом, а шведский стол. Два дня я ем кашу с восхитительным джемом и шпроты, кроме ставших традиционными омлетов с колбасками и сырно-ветчинно-овощной нарезки.

Оценив по достоинству свой вчерашний подвиг, я решил посетить два маяка юго-восточной части Сааремаа комбинированным Смарто-пешеходным путём. Это маяки Кахтла и Кюбассааре, а заодно на обратном пути заскочить на метеоритный кратер в Каали – одну из основных туристических достопримечательностей острова Сааремаа.
Как подсказывает мне навигатор – 149 километров от двери до двери.

Стартовал я довольно поздно, около 12 дня, так как утро кроме завтрака ушло на описание вчерашнего дня и проверку почты. Чтобы сэкономить бензин, я отцепил багажник и Смартик вздохнул с облегчением. Мы шустренько досвистели до местечка Asva и по прекрасной лесной укатанной грейдерной дорожке посвистели в сторону первого маяка – маяка Кахтла.

Как и положено – сказка скоро кончилась и началась лесная грунтовка, соваться на которую я не решился. До маяка оставалось около 3.5 километров, и я решил, что прогулка не такая уж и большая получается – обернусь туда-обратно за 1.5 часа максимум.

Машину я оставил на обочине, подколов изнутри свою визитку "на всякий пожарный", и весело поскакал по дороге, изредка справляясь с маршрутом через навигатор. Метров через 600 лес кончился, и я упёрся в уже известный мне забор с колючей проволокой. Однако при беглом осмотре забор показался мне цельным, и мне пришлось свернуть направо в сторону залива Тепу.

Там я нашёл местечко, где колючей проколки было поменьше, и перелез через изгородь, а затем вернулся на дорогу, вымощенную коричневыми … лепёшками. Очевидно, что поголовье скота на полуострове Кахтла существенно больше, чем в Няссуме, потому как около 10% земли было покрыто либо следами животных, либо следами их жизнедеятельности. 70% - непроходимые кустарники, 5% - лес, 5% заболоченная местность и 5% дороги, ведущие вглубь полуострова.

Конечно, форсировать эту местность в сухое летнее время не представляет труда, но в раскисшем состоянии тут нужны не туфли Ralf Ringer и Smart, а УАЗ и сапоги. Однако деваться было некуда и, по этой унавоженной тропе, я топал в сторону маяка, обходя по краям лужи и постоянно смотря под ноги. В целом смутило всего одно место – обойти водную преграду было нельзя, но добрые люди выстелили центр колеи камнями, и я проскакал по ним, практически не замочив ног.

Основными посетителями маяка Кахтла, как я и говорил, являются коровы, поэтому по их следам и шёл я вглубь леса. Когда до маяка оставалось около полукилометра, я нажал кнопку "ВЫКЛ" и сунул навигатор в куртку – над лесом уже торчала краснокирпичная шапка маяка. Однако из кармана донеслось: «ВЫ ушли с маршрута. Перепроложить?». Я достал навигатор и со злостью выключил его – кнопка выключения иногда срабатывала не сразу, и, навигатор самопроизвольно разряжался в кармане. Он обиделся и заткнулся, аж до самого возвращения в Смарт – сказалась пара холодных ночей в машине.

Это была измена. Тем не менее, направление было задано правильно, и я пошёл вглубь леса по дороге. Очередной подъём дороги был сурово истоптан коровьими копытами и я решил обойти его по более чистой дороге слева, надеясь, что та вскоре опять сомкнётся с правой. Коровы ходили и здесь, и я шёл параллельно их следам, но дорога брала всё левее и левее. По бокам от меня возвышались сосны и можжевельник, и уйти направо возможности не было никакой, как собственно и разглядеть маяк среди этих гигантов. Наконец появилась просека, идущая перпендикулярно направо, и я резво поскакал по ней, однако метров через 300 упёрся в можжевеловый тупик. Надо было возвращаться обратно на колею. Прибой слышался уже близко, однако двух с половиной метровые заросли плотной стеной закрывали всё вокруг. Я шёл и шёл по петляющей направо и налево дороге и, в конце концов, вышел на берег.

Маяк был в километре справа от меня.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Идти опять через лес было не с руки, и я пошёл к маяку по береговой линии. Благо море намыло огромный бруствер из камней вдоль неё. Рискуя вывихнуть ноги, я всё-таки пошёл в сторону маяка, теперь надо было следить не за коровьими лепёшками, а за каменными.
Подойдя к маяку метров на 30, я увидел, что выхода от него к морю нет. Оставалось полезть через кусты напролом – по крайней мере, там ждала меня минимальная цивилизация в виде дороги назад. Брезентовая куртка Salewa была застёгнута на все пуговицы, кепка AUDI S-Line натянута покрепче на уши. Последний рывок и я у маяка.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Окна выбиты, двери нет, лестница, ведущая наверх, осталась целой только на треть – большинство пролётов разрушено. Однако внутри стоят крепи, висит страховочная петля и вверх уходит канат.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Ощущение, что его реставрируют. Правда, неспешно, как для себя.

Около маяка остался полуразрушенный комплекс смотрителя:

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


• беседка, в которой стояли очень даже неплохие дачные деревянно-металлические стулья, банка Fairy, решётка гриля и три широкие свечи;
• спаренный сарай с крышей и полуразрушенными стенами;
• накрытые крышей длинные сосновые доски;
• погреб (на замке);
• а также туалет системы «сортир» с ажурной ручкой из корня местной сосны снаружи и двухслойной туалетной бумагой внутри (которым я немедленно воспользовался по его прямому назначению).

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Также рядом лежал старый абажур маяка, снятый видимо при помощи вертолёта - целый, без следов вмятин, с бетонным основанием и местом под лампу. Окна абажура перекрывали не все 360, а около 150 градусов.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Фотографируя маяк, я обнаружил и вымощенную белым камнем дорожку к морю. До неё я не дошёл совсем чуть-чуть.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Пора была возвращаться. Коровьих следов было не слишком много, но колея всё же была заметна, и я уверенно поскакал обратно.

Вскоре показались знакомые коровьи следы, увидел я и развилку, где совершил необдуманный срез, вскоре форсировал брод и обошёл по краю огромное поле, покрытое тонким слоем воды.

Однако непроходимые лужи, показавшиеся далее, были для меня в новинку, однако следы автомобиля меня подбодрили и я, продравшись сквозь кустарник, опять вышел на дорогу. Должна была показаться ограда, а залив должен был быть теперь слева от меня. Как позже оказалось – это был залив Саастна.

Показалась ограда, и ворота, только залив был опять от меня СПРАВА, как и когда я шёл к маяку. Я немного «очканул», но делать крюк в таких зарослях не решился и пошёл по дороге дальше. Если здесь есть машины – значит, они должны выбраться на единственную ведущую сюда гравийку, где стоит мой Смарт.

Когда я увидел его серебристый бок, я понял, что главное приключение сегодняшнего дня закончено. В итоге вместо 7 километров туда и обратно, я накрутил около 10, убив на это около 3 часов.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Поставив навигатор на зарядку и, открыв бумажную карту, я вздохнул с облегчением – до маяка Кюбассааре вела грунтовая дорога. Отчистив, как мог, ботинки я сел в машину, перезагрузил навигатор, успокоив его, что в Кахтла больше идти не надо, и скинув куртку, поехал.

До Кюбассааре вела неплохая гравийная дорога, хоть и местами чуть-чуть подразбитая, но вполне проезжабельная. На меня с удивлением посмотрели охотники около пикапа и рыбаки около минивена – я, весело попискивая «противозаноской» пилил в сторону маяка. Подъезжая к лесу Кюбассааре, я увидел металлический каркас вышки с вращающимся локатором наверху. Маяк? Это было не слишком понятно.

Когда до маяка оставалось около 1300 метров, дорогу мне преградила лужа эпических размеров на всю ширину дороги. Не осмелившись испытать её смартопроходимость, я опять бросил машину на обочине и пошёл эти «тысячу триста».

Увиденная башня оказалась существенно ближе и существенно выше, чем казалось ранее. Больше двух десятков лестничных проёмов, длинные растяжки, свежий забор с сигнализацией указывало на то, что «Смотровая башня Кюбассааре» (до маяка, навигатор подсказывал, ещё оставалось около 600 метров) серьёзный объект государственного, а возможно и международного навигационного значения.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Оставшееся расстояние я проделал довольно быстро и вдруг ОН мелькнул среди деревьев.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Не слишком высокий, по сравнению с предыдущими, НО с обжитым комплексом построек при маяке и якорями на воротах, из-за которого меня тут же облаяла местная сторожевая собака.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Внутрь я не попёрся, а сфотографировал маяк снаружи. Окрашен он был в вылинявший чёрно-белый цвет, а украшал его макушку точно такой же абажур, какой я видел на земле в Кахтла.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Рядом с маяком небольшой затончик, где сохнет на берегу около 8 лодок, а справа от комплекса смотрителя – стоят две вышки с натянутыми между ними антеннами, чтобы работать в морском диапазоне.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Вернулся обратно я без проблем и, не смотря на то, что уже вечерело – я решил посетить метеоритный кратер в Каали. Я ездил мимо него уже 4 раза и решил всё же посетить эту, одну из главных островных достопримечательностей.

В дороге я сделал остановку, чтобы сфотографировать место, не указанное на туристических картах, но несущее интересный метафорический смысл – река под названием LOVE.

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Не смотря на то, что метеоритный кратер Каали является одной из основных достопримечательностей острова – навигатор знает стоянку в Каали, а кратера – нет. Кратер сам нарисован на карте, но в точках POI ищите стоянку – она совсем рядом.
Я был единственным идиотом, решившим посмотреть кратер в воскресных сумерках, но всё же он стоит того. Фотографии не могут передать его красоту и мощь катаклизма, породившего его. Огромный бруствер, появившийся, когда метеорит проломил каменные породы и круглое озеро в низине. Интересно – ударная волна на сколько километров вокруг сровняла пейзаж?

Альбом: Smart Отпуск 2009: Шесть Столиц


Панорама места будет выложена позже, а я поехал пополнять запасы провизии, что и сделал в Курессааре в супермаркете Selver.

По приезду домой я навострил по привычке свои стопы в ресторан, но темнота его была пугающей. Воскресенье, вечер, святое.

P.S. А коров на полуострове Кахтла я в этот день так и не встретил, но они незримо сопровождали и берегли меня всё моё путешествие по своим владениям ;)

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Жду продолжения завораживающей коровье-маяковой истории!!!! Как тебе в голову такая идея пришла?? 68 км на велике - это круто!!!!Даша Гурова